Сертификация (Альтернатива НАКС)

Сертификация (Альтернатива НАКС)

До 1999 года аттестация трактовалась как «определение квалификации, уровня знаний и умений человека», см. Википедию: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аттестация
А квалификационные требования к сварщикам прописаны и утверждены Министерством Труда и Социальной защиты в Профессиональном стандарте.
В 1997 и 1999 году были приняты два основополагающие закона:

  • 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»
  • 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Оба закона затрагивали сферу технического регулирования, и объекты технического регулирования были одни и те же, отличие состояло в сферах применения этих законов. 116-ФЗ устанавливал требования к продукции, используемой на ОПО, а 184-ФЗ – ко всей остальной продукции.

Для каждой из этих сфер были определена своя нормативная база технического регулирования. Для 116-ФЗ это были «нормативные технические документы» – Правила безопасности и Руководящие документы.

Для 184-ФЗ нормативной базой технического регулирования являлись «документы в области стандартизации» – национальные стандарты, стандарты организаций, своды правил, международные стандарты, региональные стандарты, региональные своды правил.

Федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) являются:

  • для 116-ФЗ – Ростехнадзор;
  • для 184-ФЗ – Госстандарт, чуть позже – Ростехрегулирование, а с 2010 года – Росстандарт.

Если представители Госстандарта устанавливали правила поверки средств измерений, занимались экспертизой проектов национальных стандартов, предъявляли вполне адекватные требования к некоторым видам продукции (например – автомобилестроение), то представителям Ростехнадзора необходимо было обозначить критерии «Промышленной безопасности».

Конечно, основой промышленной безопасности (ПБ) всегда являлась аттестация работников ОПО на знания ПБ, оценка технологических процессов на ОПО (не технологических процессов сварки, а основного производственного технологического процесса).
Так же существовал и “перечень технических устройств, эксплуатируемых на ОПО”, таких как грузоподъемные механизмы, лифты, сосуды и аппараты и др., к которым так же нужно было установить требования.

И, несомненно, качество сварных швов гарантирует качество и уровень безопасности технических устройств.
На сварку Ростехнадзор и сделал главный акцент.

Появление требований в ведомственных документах Ростехнадзора к сварным швам, включая разбраковку и особенности конструкции “технических устройств”, сделали эти документы обязательными для исполнения проектировщиками и изготовителями данных устройств, а внесение требований по сдаче объекта (бланки актов исполнительной документации) с информационными таблицами об аттестации сварщиков автоматически предъявили требования к подрядчикам еще на этапе тендера.

В 1999 году производственники впервые узнали другое понятие «аттестации». Аттестации в области сварки затрагивала уже не только «проверку квалификации сварщиков», а так же «проверку сварочных материалов», «проверку сварочного оборудования» и «тесты сварочной технологии» на образцах КСС, тоже называемые аттестацией.

При этом в течение более десяти лет аттестация, как форма оценки соответствия, базировалась на нормативных документах Ростехнадзора, имеющих статус «нормативные технические документы» – правила безопасности (ПБ-03-273-99) и руководящие документы (РД 03-613-03, РД 03-614-03, РД 03-615-03). Эти документы собственно и устанавливали аттестацию составных элементов сварочного производства как обязательное условие проведения сварочных работ при изготовлении технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах.

Вся эта деятельность находилась в сфере действия законодательства о промышленной безопасности (116-ФЗ) и существование указанной системы поддерживалось за счет контрольно-надзорной деятельности по отношению к производственным предприятиям со стороны представителей Ростехнадзора.

2. Техническая часть аттестаций.

Вся суть аттестации на соответствие определенной группе устройств заключается в разбраковке (оценке дефектов) КСС по нормативным документам на конкретную группу устройств.
Несомненно, определенные НТД устанавливают требования и ограничения по применяемым маркам стали, типоразмерам труб, заготовкам и др.
Проведем анализ документов по группе устройств ПТО-1 “Грузоподъемные краны” при аттестации сварочной технологии:

  • выбор способа сварки: ПБ 10-382-00 п.3.4, РД 24.090.97-98 п.4, РД 22-322-02 п.9.3.3;
  • применяемые основные материалы: ПБ 10-382-00 п.3.3, РД 24.090.52-90 п.2, табл.2, РД 22-16-2005 п.4;
  • применяемые сварочные материалы: ПБ 10-382-00 п.3.4, РД 24.090.52-90 п.3, табл.7, РД 22-16-2005 табл.4;
  • разбраковка ВИК: РД 24.090.97-98 п.5.3, РД 22-322-02 п.9.4.6, п.9.4.13;
  • разбраковка РК: РД РОСЭК 01-002-96 п.14, РД 22-322-02 п.9.4.4, п.9.4.7, табл.18, табл.19;
  • УЗК: РД РОСЭК-001-96 раздел 13, таблица 3, РД 22-322-02 п.9.4.4, п.9.4.7, табл.18, табл.19;
  • ПВК (ЦД): РД РОСЭК 004-97 п.12, РД 22-322-02 п.9.4.4, п.9.4.7, табл.18, табл.19;
  • Статическое растяжение, статический изгиб, ударный изгиб: РД 22-322-02 п.4.3.8 приложения Ж, РД 22-207-88 п.4.6.16;
  • Металлографические макро-исследования: РД 22-322-02 табл. Ж4, РД 22-207-88 п.4.6.22
  • Замер твердости: РД 22-322-02 п.9.4.13.

Нужно внимательно прочитать и сравнить каждый пункт каждого документа на разбраковку, чтобы понять реально каким размером газовых пор, количеством и размером шлаковых включений и др. отличаются требования НТД на разные группы технических устройств.
Для другого примера рассмотрим европейский стандарт ISO 5817:2003(2014), который устанавливает всего 3 уровня качества: “B, C, D” и описывает все возможно допустимые дефекты сварных швов. А в технических требованиях иностранных проектов прописывают нужный уровень качества, что определяет степень ответственности
технического устройства (или продукции).

Несмотря на то, что на многие группы технических устройств распространяются одни и те же документы, аттестацию на каждую группу / подгруппу приходится делать вновь.
Возможность совместить в одном свидетельстве НАКС несколько групп устройств больше зависит от квалификации эксперта из аттестационного центра. Большие сложности в аттестации возникают при приближении к европейским стандартам, которые могут быть прописаны в проектах с четкими требованиями к сварке.

Применение импортных материалов (строительство по соответствующим проектам) так же вызывает большие затруднения при аттестациях. Комментарии к РД 03-615-03 (серия 03 выпуск 55) таблица 7.1.2. содержат данные из ISO/TR 15608:2005(2013), но эксперты НАКС больше руководствуются таблицами 7.2, 7.3, 7.4 … 7.11, где на каждую группу основного материала приведены конкретные марки
сталей; тем более европейские группы материалов и отечественные (указанные в таблицах 7.2 … 7.11) немного расходятся. Если мы аттестуем технологию сварки импортных материалов, то нам необходимо
получить соответствующее письмо от института вроде «ВНИИНЕФТЕХИМАППАРАТУРЫ» о том к какой группе основных материалов относится данная сталь, что является очень дорогостоящим запросом (я проверял лично).

3. Закат эпохи аттестаций

17 октября 2012 г. ФСЭТАН приказом № 588 отозвал с базовых правил по аттестации (ПБ 03-273-99, РД 03-495-02, РД 03-613-03, РД 03-614-03, РД 03-615-03) свои подписи. Таким образом, Ростехнадзор отказался от участия в процедурах аттестации своих представителей и от системы аттестации элементов сварочного производства.
В том же году правительство вносит первые существенные изменения в законы 116-ФЗ и 184-ФЗ.
Это были подготовительные меры в направлении создания единых требований к продукции для стран таможенной зоны.

Конец 2013 г ознаменовался для России реформами по принятым перед ВТО обязательствам – принятие технических регламентов Таможенного союза, аналогичных Европейским Директивам. Как неизбежное следствие этого процесса, область оценки соответствия сварной продукции и процессов ее производства должна быть реформирована в сторону сближения с нормативной базой, принципами и формами оценки соответствия, действующими в странах-участниках ВТО и ЕС.

В конце 2014 года были внесены ключевые изменения в законодательство «О техническом регулировании». Цепочка изменений была настолько масштабной, что правительству РФ потребовались дополнительные федеральные законы, такие как 248-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании». В текущей редакции в ФЗ №116 отсутствует понятие «аттестации по НАКС». За Ростехнадзором сохранилось право устанавливать требования к работникам ОПО:
На ОПО работники должны проходить подготовку и аттестацию в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов организаций, поднадзорных федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (приказ Ростехнадзора от 21.10.2013 г. № 485). Для ИТР – только аттестация по общим и специальным вопросам промбезопасности, а рабочие проходят обучение и проверку знаний в области безопасности.

Проверка знаний рабочих основных профессий в области безопасности проводится в объеме квалификационных требований, а так же в объеме требований производственных инструкций для данной профессии.

Письмом №114 от 19.06.2014г. СРО НП «НАКС» обратился в Ростехнадзор, а Ростехнадзор за № 00-04-04/1040 обратился в Минпромторг РФ с просьбой разъяснения вопросов аттестации по применению РД 03-613-03 (применение сварочных материалов на ОПО), РД 03-614-03 (порядок применение на ОПО сварочного оборудования), РД 03-615-03 (порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств для ОПО), ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02. Минпромторг РФ 30.06.14 г. за №10-1260 разъяснил, что в соответствии с п.3 ст.4
ФЗ № 116 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» устанавливаются обязательные требования к персоналу только в рамках этого закона.

На сегодняшний день единственной легитимной формой оценки соответствия для службы главного сварщика – является «сертификация», см. ФЗ-184 (статьи 1, 7, 19, 20 и 23) и ФЗ-116 (статьи 3, 7 и 8), причем такой подход распространяется, в том числе, на «технические устройства, здания и сооружения, используемые на опасных производственных объектах».

Опубликовано:21.12.2015redactor